Новый стиль рубежа веков: история модерна

Запись от:admin Опубликовано:Мар 21,2019

«Новый стиль совершенно заполонил Европу и сделался космополитичен, как вагон норд-экспресса, в один день пробегающий Германию, Бельгию и Францию», — писал в начале 1900-х Сергей Дягилев.

МодернДарья Самойлова, 3 часа назадДарья Самойлова

Стиль, о котором говорит знаменитый импрессарио, в России вскоре получит название модерн (от английского modern ”современный”), а пока на страницах журналов фигурирует как modern style или art nouveau.


Интерьеры архива Ницше в Ваймаре, автор проекта – Арни ванн де Вельде.

За новым художественным течением, быстро ставшим интернациональным, закрепились различные названия. В Австрии он известен как "сецессион", в Германии как "югендштиль", в Италии как "либерти", в Голландии как ”новое искусство”, а в США как “Тиффани”. Современники не скупились на эпитеты, выражая отношение к новомодному стилю. На страницах газет разворачивались жаркие дискуссии. Одни называли его “стилем волн” и “лилий” за пристрастие к прихотливо-волнообразным силуэтам, другие язвительно сравнивали с угрем и вермишелью. Сказал свое слово и Николай II, отметивший в дневнике после посещения архитектурной выставки: "…осматривали образцы комнат в новом поганом стиле".


Лампа Тиффани, которую придумал сын хозяина ювелирной марки Tiffany & Co. Луис Комфорт Тиффани. В 1885 году Луис Комфорт Тиффани открыл фирму Tiffany Glass Company. Поначалу он занимался витражами, а в 1890-е ассортимент пополнили лампы.

Пренебрежительное отношение к модерну сохранялось на протяжении всего XX века. Например, интерес к творчеству Чарльза Ренни Макинтоша, пионера modern style, возник только в 1950-е годы, а в отечественном искусствознании ”реабилитация” модерна началась лишь в 1980-е. Зато в постперестроечные годы стиль рубежа веков, вновь стал горячо любим: он ассоциировался с дореволюционной “утраченной” Россией и эпохой последнего императора.


Стулья Hill House, 1903-1905, Чарльза Ренни Макинтоша (1868-1928). Англия, 20 век.

Сформировавшись в 1890-х годах, модерн стал самым кратковременным в истории “больших стилей”: его закат хронологически обозначила Первая мировая война. Молодой и современный, модерн противопоставлял себя предшествующей эклектике — той "трясине", в которую, по выражению критиков, погружалось искусство. Аккумулировав все технические достижения наступающего “индустриального века”, он стремился выработать новый художественный язык, соответствующий своей эпохе.


Одна из 100 иллюстраций немецкого биолога и художника Эрнста Генриха Геккеля из книги "Красота форм в природе", 1904. Иллюстрации были перепечатаны из предыдущих книг Геккеля; данная работа охватывает различные формы гамогонии.

Всемирные выставки, с размахом демонстрировавшие новейшие товары, специализированные журналы, торговые дома с филиалами в крупнейших европейских столицах и набиравшая обороты индустрия рекламы стали приметами времени, в котором идеи и образы распространялись с невиданной ранее скоростью.


Входной павильон парижского метро Эктора Гимара.

Новый стиль рождался в борьбе противоречий. Желая шагать в ногу со временем, он в то же время оглядывался назад. Использование революционных инженерных решений и материалов (металлических конструкций, железобетона) сочеталось с обращением к образам прошлого.


Детали интерьера архива Ницше в Ваймаре, автор проекта – Арни ванн де Вельде.

Детали ар-нуво на фасаде дома в Брюсселе.

Художников вдохновляли барокко и рококо (французский ар-нуво, в особенности "школа Нанси"), народный фольклор (северный модерн), мавританское искусство, средневековая готика, кватроченто, ампир, Египет и греческая архаика.


Столовая в стиле ар-нуво, 1903-1906, Эжен Валлин (1856-1936). Красное дерево. Франция, 20 век. Нанси, Musée De L'École De Nancy (Art And Crafts Museum).

Особое влияние на становление модерна оказало японское искусство, и, прежде всего, знаменитые гравюры ”укиё-э” с их линейным ритмом и эстетской декоративностью. Переработанные автором и перенесенные в интерьеры частных особняков, доходных домов, кафе и магазинов, исторические "стилистики" непременно сочетались с новейшим комфортом: стеклянными оранжереями, радиаторным отоплением, лифтами и бассейнами.


Гравюра "Большая волна в Канагаве", художник Кацусики Хокусай.

Мечтая о всеобъемлющем стиле, модерн декларировал равенство искусств и ремесел. Отныне оформлению внутренней среды придается такое же значение, что и архитектурному проектированию, а лучшие зодчие и художники посвящают себя дизайну предметной среды. Архитектура и интерьеры мыслятся как единое целое, в котором продумано все, вплоть до рисунка вентиляционных решеток и силуэта дверных ручек.


Музей Орта в Брюсселе.

Буфет из красного дерева в викторианском японском стиле с посеребренными ручками, 1867, Уильям Уотт. По эскизу Эдуарда Уильяма Годуина (1833-1886), Англия, 19 век.

Музей Орта в Брюсселе.

Синтез искусств находит воплощение в роскошных особняках, где живопись и скульптура, цветные витражи и мозаика, мебель и декоративное стекло — всё подчинено единому образу.


Музей Орта в Брюсселе.

Один из ранних примеров такого подхода — дом бельгийского архитектора Анри ван де Вельде в пригороде Брюсселя (1896), который тот построил для своей семьи. Лидер и апологет нового стиля, ван де Вельде спроектировал его вместе со всей обстановкой: мебелью, светильниками, обоями и столовыми приборами, а для жены придумал платья, которые цветом и орнаментом перекликались с оформлением комнат.


Интерьер второго дома Анри ванн де Вельде Hohepappeln (1900-е годы).

Интерьер второго дома Анри ванн де Вельде Hohepappeln (1900-е годы).

Интерьер второго дома Анри ванн де Вельде Hohepappeln (1900-е годы).

По мнению ван де Вельде, синтез ”стремящихся разойтись” искусств может быть достигнут с помощью современной промышленности. Восхищение перед красотой природного мира с его неповторимыми формами (знаменитый лозунг “Назад к природе”) сочетается в его трудах с верой в машинное производство и признанием инженерии как движущей силы новых искусств. “Инженеры — архитекторы нашего времени”, их творениям присуща “необычайная красота” — утверждает один из основоположников нового стиля. В подобных противоречиях и раскрывается суть модерна. В столкновении “органического” и “индустриального”, “индивидуального” и “массового”, “орнаментального” и “функционального” стиль рубежа веков обретал своё лицо.


Стул в стиле ар-нуво, спроектированный Анри ван де Вельде (1863-1957), Брюсель, 1898, Бельгия, 19 век.

Стул в стиле ар-нуво, спроектированный Анри ван де Вельде (1863-1957) для столовой в виллы Bloemenwerf в Уккле, Бельгия, около 1895.

Стул в стиле ар-нуво, 1898, спроектированный Анри ван де Вельде (1863-1957), Бельгия, 19 век.

В соответствии с приверженностью к тому или другому полюсу, модерн условно разделяют на два направления: декоративное и конструктивное. К первому относят французский и бельгийский ар-нуво, представленный творчеством Виктора Орта, Эктора Гимара, Анри ван де Вельде, а также “школой Нанси”.


Отель Solvay по проекту Виктора Орта.


+2+1

Отель «Тассель» Виктора Орта в Брюсселе

Входившие в "школу Нанси" художники Эмиль Галле и братья Дом, владельцы знаменитых стеклодувных мастерских, создали самый цитируемый впоследствии вариант модерна: текучие формы, таинственная ночная фауна, лилии, бабочки и ундины в рассветно-сумеречной цветовой гамме.


+2+1

К декоративному направлению причисляют и каталонского гения Антонио Гауди, и итальянского дизайнера Карло Бугатти, чья мавританско-византийская мебель произвела фурор на Всемирной выставке в Турине в 1902 году.


Коридор первого этажа с параболическими арками, Школа при монастыре Святой Терезы в Барселоне. Архитектор Антонио Гауди.

Винтажный обеденный стол Casa Mila или La Pedrera (the Stone Quarry), Антонио Гауди, построен между 1905-1911, Барселона, Испания.

Стол из орехового дерева и четыре стула, украшенные инкрустациями из слоновой кости и металла, 1898, дизайнер Карло Бугатти (1855-1940), Туринская выставка, Италия, 20 век.

Совершенно иная трактовка стиля возникла в Шотландии в рамках так называемой “школы Глазго” во главе с Чарльзом Ренни Макинтошем. Его работы поражают чистотой геометрических форм, в которых едины декор и конструкция.


Стул Argyle, 1903-1905, дизайнер Чарльз Ренни Макинтош (1868-1928). Изготовитель Cassina. Англия, 20 век.

Геометрическая ветвь модерна, вставшая на путь очищения структуры от орнамента, продолжается в творчестве художников венского "Сецессиона": Отто Вагнера, Йозефа Марии Ольбриха, Йозефа Хоффмана, которого критики окрестили ”квадратным” за его любовь к простой геометрической форме. Именно конструктивная, сдержанная линия модерна получила дальнейшее развитие, став тем фундаментом, на котором возникла философия и эстетика модернизма — движения, уже в 1920-е годы получившего статус нового современного стиля.


Кресло с откидной спинкой в стиле ар-нуво, около 1903, фанера из бука. Дизайнер Йозеф Хоффман (1870-1956). Австрия, ХХ век.

В истории русского модерна особое место занимал архитектор Федор Шехтель. Среди его знаковых проектов – Особняк Рябушинского на Малой Никитской улице в Москве с волнообразной оградой, имитирующей "удар хлыстом" – типичный элемент стиля модерн. Внутри "природную" тему продолжает знаменитая лестница-волна. Особняк П. П. Смирнова на Тверском бульваре авторства Шехтеля – еще один отличный пример русского модерна, в котором воплотились все главные темы модерна.

Фото: Getty Images, Alamy/ТАСС

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

admin

Нет описания. Пожалуйста, обновите свой профиль.

ОТВЕТИТЬ

 Aaron Lynch Womens Jersey